Вы пришли в музыкальный магазин — и у вас разбежались глаза от изобилия выбора и от разброса цен. Возникает естественный вопрос: от чего зависит стоимость гитары? Не будем рассуждать о жадности владельцев магазинов и коварном курсе валюты, а вооружимся фактами и исследуем этот вопрос.
Итак, от чего зависит цена гитары? Перечислим по пунктам, а затем остановимся на каждом пункте более подробно.
1. Бренд.
2. Страна-производитель.
3. Технологии производства и используемые материалы.
4. Что получает покупатель, приобретая гитару (предпродажная подготовка, гарантийное и постгарантийное обслуживание и т.д.).
От бренда, конечно, зависит очень многое. Начнем с того, что просто приятно иметь инструмент с гордой надписью на головке грифа или внутри голосника — это повышает самооценку и стимулирует играть лучше :). Бренд — это контроль качества, фирменная гарантия, да просто причастность к высокому, наконец. Но давайте взглянем на ситуацию с другой стороны. Идет реклама бренда. Проводятся фестивали, принимается участие в международных выставках, покупаются эндорсеры (да-да, именно покупаются — музыканты получают деньги за то, что появляются на сцене и на фото именно с гитарами конкретного бренда). Откуда «дровишки» на всё это? Правильно, в том числе и из вашего кармана: расходы на всё это вложены в стоимость каждой проданной гитары. Вы готовы за это переплачивать? Особенно этот беспощадный маркетинг работает в области электрогитар, несколько слабее — в области «акустик». «Классика» — область более консервативная и более спокойная, но и здесь есть свои акулы рынка.
И еще один немаловажный момент. Денег не так много, а «фендер» хочется? Два не проблема! Получите «сквайр». Точно так же снисходит до «простых смертных» Ibanez, выпуская недорогие модели, — да и не только он, так же поступают практически все бренды. Но, положа руку на сердце, бюджетные модели раскрученных брендов имеют с теми же, к примеру, «настоящими» Fender American или Ibanez Team J. Craft очень мало общего — у них совершенно другой уровень всего: как изготовления и используемых материалов, так и удобства игры. Это, конечно же, надо учитывать, и не нужно требовать от недорогой брендовой гитары невозможного. Маркетологи серьезных брендов очень хорошо умеют считать деньги, и они никогда не пустят в производство дешевую модель гитары, которая хоть в чем-то не будет уступать более дорогой гитаре того же бренда. За всё надо платить — это суровая правда жизни.
И еще пара ложек дегтя в бочку меда. Контроль качества, столь активно восхваляемый абсолютно всеми брендами, почему-то плавно, но неумолимо ослабевает с понижением уровня гитары в линейке бренда. Максимальный — у топовых моделей. Минимальный — вы понимаете, у каких… Кроме того, если с вашим «сквайром» или недорогим «ибанезом», не дай Бог, что-то случится, и вы направите письмо в официальное представительство того же Fender или Ibanez с просьбой о ремонте, вас аккуратно перенаправят в фирму, где вы приобретали оный инструмент. Фирменная гарантия фирменной гарантией, но чинить ваш инструмент будут на общих основаниях и в порядке общей очереди…
За счет чего идет удешевление инструмента? Плавно переходим ко второму пункту — в какой стране изготовлена гитара.
География производства гитар по континентам обширна, но стран-производителей при этом не так много. Совершенно естественно, что по количеству изготовленных гитар лидирует «всемирный сборочный цех» — Китай.
Почему производители всего, что бы то ни было, так любят размещать производство в Поднебесной? Не только из-за дешевой рабсилы — тем более что в последнее время китайские рабочие начали требовать и нормированный рабочий день, и отпуска, и достойную оплату труда. У китайских фабрик есть удивительная особенность: они абсолютно точно выполняют данное им техзадание. Попросит заказчик, чтобы гитара была максимально дешевой — они сделают действительно одноразовый инструмент буквально из опилок. Закажут точную копию «торреса» из массива — получится великолепная классическая гитара из действительно выдержанного по всем правилам дерева. По вполне понятным причинам на наш рынок поступали и в основном поступают гитары made in China первого типа, отсюда сложилась устойчивая ассоциация: «Сделано в Китае» — позорное клеймо плохой гитары.
Одному из наших покупателей посчастливилось приобрести великолепный экземпляр Epiphone Les Paul Custom Zakk Wylde Bulls Eye. Made in China, для американского рынка, проверен и отстроен в США. Ребята, это шедевр. Редко встретишь столь аккуратно сделанную гитару со столь качественной и выдержанной древесиной. Звук у него, кстати, тоже на высоте. Вот вам и Китай!
Многие фирмы стыдливо прячут надпись Made in China — так, у Hohner HC06 опознавательный знак страны-производителя можно найти только на транспортной коробке, а на красочной «хонеровской» упаковке красуются немецкий флаг и надпись Hohner Germany. Недобросовестные продавцы часто этим пользуются: «Это у них там Hohner китайский, а у нас немецкий!». Ага. Прямо из Германии, страны с самой дорогой рабочей силой в Европе. Как правило, отсутствует эта надпись и на самых дешевых гитарах — и тут уж насколько хватит фантазии у продавца. Ну да ладно…
Почему «Альгамбра» не возит дорогие — и действительно качественные — китайские гитары? Именно потому, что переломить коллективное бессознательное «Китай — это плохо» в плане гитар, похоже, невозможно. При этом у нас у всех китайские смартфоны, китайские телевизоры, китайская бытовая техника, китайские одежда и кроссовки… Странные мы все-таки люди.
Кипучая профсоюзная деятельность в Китае постепенно приводит к тому, что в поисках дешевой рабочей силы к уже привычной Индонезии начинают добавляться новые страны, где производятся гитары — Индия и Вьетнам. Вьетнамские гитары видеть пока не доводилось, а индийские «сквайры» и «джексоны» производят очень хорошее впечатление.
Еще одна страна-производитель гитар, во многом несправедливо недооцененная, — Южная Корея. Корейские гитары, как правило, недешевы. Но по многолетним наблюдениям за корейскими Crafter, Jet и PRS SE с чистой совестью можем сказать: свою цену они оправдывают на каждый рубль. Качество исполнения их безупречно — и особенно приятно добавить, что оно стабильно. По культуре изготовления, по подбору и выдержке древесины эти гитары ничуть не уступают «японцам», а по стоимости — намного гуманнее. Так что отбрасывайте в сторону предубеждения и юношеский максимализм — и присмотритесь к Made in Korea. Оно стоит того.
Об инструментах, произведенных в Японии и США, говорить нет смысла — это совершенно другой ценовой уровень. Кто решился на покупку такой гитары, прекрасно знает, во что он вкладывает деньги, и поэтому такая покупка оправдана всегда.
Пара слов о вездесущих конспирологических теориях. Нечеткое определение понятий «изготовитель» и «производитель» позволяет проворачивать следующий финт: «детали для сборки» заказываются в Азии, сборка, покраска, отстройка и прочие пусконаладочные работы производятся, к примеру, в Америке, на шильдике «Made in…» пишется сами понимаете что. На подобные мысли могут навести внезапно появившиеся дешевые модели некоторых до сих пор премиальных гитарных брендов… Но пусть расследованиями в этой области занимаются пытливые умы. От себя можем заметить, что китайцы, если правильно поставить им задачу, могут сделать столь качественные комплектующие, что и не снились даже американцам. Так что если инструмент действительно хорош по всем статьям, по большому счету — какая разница, какова его страна происхождения???
Перейдем к, пожалуй, самой неочевидной и одной из самых важных составляющих цены гитары — к тому, из чего и, главное, как она сделана. Начнем с того, что правильно изготовленная гитара — вещь абсолютно нетехнологичная, если под технологичностью понимать конвейерную сборку. Тонкостей в производстве гитары огромное количество. Подготовили клёц (элемент крепления грифа гитары к кузову) волокнами не в ту сторону, потому что так было проще — получили «ступеньку» на XII или XIV ладу, в зависимости от типа гитары. Заменили деревянную накладку грифа на фанерную — стало дешевле, но гитара сделалась одноразовой и неремонтопригодной. Сэкономили на качестве пружин под верхней декой — через пару месяцев использования дека начала вздуваться парусом… Всё это примеры внедрения «технологичности» в производство гитар. Попытки «эффективных менеджеров» оптимизировать процесс за счет отсутствия подготовки древесины, использования более дешевых пород дерева, упрощения технологии сборки приводят к удешевлению продукта, но вместе с тем — к потере качества и надежности. Не нужно изобретать велосипед — за годы существования гитары была изобретена и отработана по-настоящему оптимальная технология создания инструмента, и всевозможные упрощения приводят только к ухудшению результата.
Кстати, гитара может быть абсолютно правильно сделана, но при этом использование некачественной древесины сведет к нулю всю эту правильность уже через несколько месяцев эксплуатации. К примеру, вы никогда не задумывались, почему дешевые «акустики», как правило, крашеные? И наоборот — на дорогих классических и акустических гитарах нет ни грамма тонировки. Объяснение простое: слой краски скрывает все недостатки используемой древесины…
Что нужно, чтобы гитару не крючило? Один из важнейших факторов — выдержанность дерева. В условиях конвейерной сборки ни одна фирма не может себе позволить естественную медленную сушку дерева в течение 20-30, а то и более, лет — такое дерево идёт только на мастеровые гитары, причем самого высокого уровня, или на самые верхние модели фабричных гитар. При потоковом производстве часто применяется быстрая сушка в специальных печах, которая выгоняет из дерева всю влагу. Абсолютно всю — в результате гитара звучит не по-дешевому звонко. Расплата наступает потом, когда покрытая лаком древесина начинает вбирать в себя влагу через непокрытые места — клёц, накладку грифа и т.д. Результат непредсказуем — гриф может загнуться абсолютно в любую сторону, причем даже после ремонта процесс загибания, скорее всего, возобновится. Поэтому с опасением относитесь к звонким и при этом недорогим гитарам: их звонкость — следствие «печной» обработки дерева.
А вообще что лучше, массив или ламинат? Вопрос может показаться несколько странным, но мы предложили бы исходить из того, как и где гитара будет эксплуатироваться. Для походно-дачной гитары массив — излишество: гитара погибнет после первого же сезона. Для увлеченного «классика», стремящегося к настоящему постижению инструмента, нужна, как минимум, гитара с верхней декой из массива, а в идеале — полностью массив (в качестве первой гитары целиком из массива рекомендуем румынскую Hora Spanish из ели и клена с совершенно немассивной ценой). Целиком массивные «акустики» достаточно сложны в управлении и капризны в плане надежности. Для «попеть под гитару», как правило, достаточно хорошо сделанной гитары из ламината.
Влияет ли порода дерева на звук? Еще как влияет, но — не на дешевых инструментах. Верхние деки из ламината ели и ламината кедра звучат практически одинаково, при этом разницу в звучании еловой и кедровой массивных дек заметит даже неподготовленный слушатель. При этом очень велика разница между деками из ламината липы (используются на самых дешевых гитарах) и ламината ели — поэтому при прочих равных предпочтительнее инструмент с еловой декой. Массив кедра на «классике» более ярок и напорист, чем массив ели, на «акустике» массив кедра — вещь на любителя.
Обратите внимание: в описаниях гитар слово «ламинат» не употребляется. Видим «ель» — подразумеваем «ламинат ели». Это не попытка запутать покупателя, а традиция. Массив обозначается просто и понятно: «массив ели». Сказанное не относится к накладкам грифа: если написано «палисандр» — значит, используется палисандровая доска, а стыдливое обозначение «накладка из твердых пород дерева» предполагает её фанерную сущность. Кроме того, из фанеры не делается гриф. Исключения — несколько моделей советских гитар и пара экзотических экземпляров западных производителей. Но вернемся на нашу воображаемую фабрику, где производятся гитары…
Главная проблема фабричной дешевой гитары в том, что никто толком не контролирует процесс, а также получившийся результат. Сборка такого инструмента напоминает конвейер, где каждый работник выполняет одну простейшую операцию. «Кто шил костюм? — Мы!..». Чем выше уровень инструмента, тем меньше народу принимает участие в его изготовлении. На вершине пирамиды — мастеровые гитары. Их строит — именно так, мастера не изготавливают, а строят гитары, как здания или корабли — один человек. Мастер. Иногда, конечно, ему помогают подмастерья, но именно Мастер, через руки которого прошли абсолютно все детали будущей гитары, гарантирует высочайшее качество инструмента. Вот почему не нужно предъявлять фабричной, особенно недорогой, гитаре те же требования, что и мастеровому инструменту. Это очень разные уровни.
К вопросу о надежности. Знаете ли вы, что гитара — самый хрупкий из народных инструментов (да, по отечественной классификации гитара — народный инструмент, наряду с балалайкой, домрой и им подобными)? Сама конструкция гитары предполагает минимальный запас прочности, а накапливающаяся усталость древесины приводит к тому, что максимальный срок жизни гитары как музыкального инструмента — 50 лет. Это скрипки живут столетиями, а гитара через полвека просто перестает звучать (речь не об электрогитарах, которые представляют собой по сути доски со струнами). К чему всё это? К тому, что с любой гитарой — дешевой ли, мастеровой ли — нужно обращаться максимально бережно и быть морально готовым к возможным поломкам. Как правило, починить можно практически всё, и не факт, что после ремонта гитара начинает хуже звучать… Не пренебрегайте простыми правилами хранения и эксплуатации вашей гитары, и тогда она будет действительно долго радовать вас.
Еще один пункт ценообразования, не столь очевидный, но очень важный. Купили вы гитару, а что дальше? Представим себе, что с инструментом возникла проблема. Что делать? Конечно, нести в магазин, где был приобретен инструмент. Тут-то и может начаться «самое интересное» — но не будем об этом, а лучше расскажем о том, как происходит этот процесс в «Альгамбре». Дело в том, что все предлагаемые нами гитары проходят постоянную многократную проверку — при поступлении в магазин, при смене времен года, при долгом нахождении на витрине — и при необходимости отстраиваются и регулируются. Вероятность найти у нас на витрине «ладящий» или дефектный инструмент близка к нулю. Так что даже если вы не специалист в гитарах, вам не о чем беспокоиться — вам не предложат бракованный экземпляр, а если с приглянувшейся вам гитарой будет что-то не так, вам ее просто не продадут: инструмент будет снят с продажи и отправлен на ремонт. Кроме того, мы даем на купленные у нас гитары гарантию 6 месяцев. Мало? В некоторых магазинах гарантия две недели… В течение этих шести месяцев мы при необходимости отстраиваем вашу гитару, а в случае конструктивных дефектов бесплатно ремонтируем. И главное: мы не зависим ни от одной фирмы-поставщика, мы сами выбираем, что продавать, руководствуясь в выборе балансом критериев «звук/качество/цена», поэтому само наличие того или иного инструмента на нашей витрине является гарантией того, что это достойный инструмент. При том, что мы принципиально не работаем под заказ и большинство инструментов у нас в нескольких экземплярах, а также при нашей требовательности к ассортименту, как правило, наши покупатели не имеют проблем с приобретенными у нас гитарами. И это не просто слова — это статистика нашей уже почти девятилетней работы. Так что почему бы не похвалить себя? Тем более что всё это правда.
Итак, вернемся к теме ценообразования. Как видим, цена любой гитары берется не с потолка, и даже «плата за престиж», столь распространенная в индустрии моды, здесь не столь сильна и очевидна. Мораль проста: более дорогой инструмент действительно ЛУЧШЕ более дешевого, начиная с более качественной отделки и более легкой и комфортной игры, и заканчивая невидимыми, но очень ощутимыми в процессе эксплуатации технологическими преимуществами, которые в итоге продлят жизнь вашей любимой гитаре. Экономика, конечно, должна быть экономной, но в итоге скупой платит дважды — и эта аксиома особенно актуальна именно при выборе гитары.