Что есть что: Гитарный ликбез. Гитары. С какой начать?

Что есть что: Гитарный ликбез. Гитары. С какой начать?

       Человеку, только начинающему интересоваться гитарой, нужно где-то брать информацию. Что делает человек? Естественно, идёт в интернет — и получает такое количество разнообразнейших, совершенно не структурированных, часто необъективных, а порой и откровенно бредовых сведений, что запутывается окончательно.

Наш ликбез, не претендуя на истину в последней инстанции, тем не менее, позволит вам понять, что к чему и что зачем в гитарном арсенале, как осознанно, а не по воле продавца-консультанта, выбирать тот или иной гитарный прибамбас — да и вообще как правильно выбрать саму гитару для тех или иных целей. Даже если вы считаете себя разбирающимся человеком, есть смысл прочесть этот текст — скорее всего, вы найдете в нем для себя если и не что-то новое, то, по крайней мере, подтверждение своей правоты.

    Гитары: виды, типы, предназначение.

 Сразу расставим все точки над i: гитары делятся на три основных вида — классические, акустические и электрогитары. Четвёртый вид — мутант под названием «советская гитара». Итак, теперь по видам.

    Классическая гитара. 

Отличительные черты: широкий (50-52 мм) плоский гриф, 12 свободных ладов, головка грифа с просветами, колки с пластмассовыми валами, на которые наматываются нейлоновые струны. Если вам покажется, что на такой гитаре только три струны синтетические, а три металлические, это не так: у басов на классической гитаре под оплёткой из тончайшей посеребрённой медной проволоки не стальная сердцевина, а своего рода «канат», сплетённый из нейлоновых нитей. Гриф всегда вклеенный, никаких винтов для регулировки высоты струн на пятке грифа нет и не должно быть.
Предназначение: прежде всего это самый разумный выбор в качестве первой гитары для любого желающего освоить инструмент — независимо от стиля игры. Почему? Потому что именно на классической гитаре лучше всего координируются руки, ставится качественный звук и достигается лёгкость и беглость игры. Это вам подтвердит любой гитарист-универсал, действительно умеющий играть: в 99 из ста случаев за его спиной мощная «классическая» гитарная подготовка. Есть сомнения? Посмотрите без преувеличения великолепный американский фильм «Перекресток» про пацана-блюзмена. И при просмотре обратите особое внимание, что помогло ему в финале фильма выиграть гитарную дуэль у оччень даже сильного соперника...
Внимание: установка металлических струн, даже самых тонких, на классическую гитару категорически запрещается! Почему — см. Что есть что: Гитарный ликбез. Часть II: Струны.


       Акустическая гитара. 

Гитары с металлическими струнами появились только в XIX веке (до этого использовались струны из специально обработанных кишок животных, а басы — из тончайшей проволочной канители с шелковой сердцевиной) — и поначалу использовались только в дуэтах с более громкими инструментами (скрипкой и т.д.), а настоящую популярность и привычный нам облик приобрели с появлением джаза, блюза, а далее — рок-н-ролла. Особенности этих гитар: узкий (42-43 мм), выпуклый со стороны ладов гриф с анкерным стержнем (его «пулю» с выемкой для шестигранного ключа видно, если заглянуть в голосник), а также сплошная головка грифа, 14 свободных ладов, увеличенный кузов с широкой «талией», а главное — металлические струны. Основные формы кузова акустических гитар: дредноут (самый распространённый, «талия» выражена слабо), джамбо (еще более увеличенный кузов, при этом с более тонкой «талией»), фолк (размер кузова почти как у классической гитары, часто встречается с головкой грифа с просветами), оркестровая модель (как правило, с вырезом, кузов чуть больше, чем у «классики»). Фолк и оркестровая модель — самые удобные для игры сидя, но зато с самым тихим звуком, джамбо требует соответствующих габаритов гитариста, дредноут, самая популярная эстрадная модель, больше заточен под игру стоя.
Предназначение: прежде всего аккомпанемент, причём, скорее, «боем» (металлического звона струн невозможно добиться на классической гитаре), игра медиатором, фингерстайл (пальцевый стиль). В качестве первого инструмента настоятельно не рекомендуем этот тип гитар: здесь неудобные для постановки рук форма кузова и узкий гриф, жесткие металлические струны провоцируют слишком сильный жим левой рукой — в общем, играть на этих гитарах по сравнению с «классикой» намного менее комфортно. Тем более если вас интересует фингерстайл — в этом случае начинать нужно только с «классики», что бы там ни говорили «эксперты».
Внимание: абсолютно бессмысленной тратой денег является покупка акустической гитары с пассивным звукоснимателем — мало-мальски приличного звука с такой техникой добиться нереально, а переплата будет ощутимая. Хотите гитару с подключением? Ваш выбор — активный темброблок (признак — наличие контейнера под батарейку).

       Электрогитара. 

От гитары как таковой здесь осталось только общее внешнее сходство. Это музыкальный инструмент совершенно особого рода: главное его отличие от классической или акустической гитары состоит в том, что электрогитара — инструмент ансамблевый. Что это значит? Выдерните из рок-группы соло-, ритм- или бас-гитару и послушайте отдельно их партии. Привычный нам саунд достигается только сложением этих партий в одно целое. Поэтому даже самый могучий электрогитарист не может обойтись без «группы поддержки». А классическая гитара в умелых руках — это целый оркестр...
Именно на электрогитарах отрабатывают свой хлеб маркетологи, дизайнеры, PR-менеджеры и прочие по большому счёту не нужные действительно качественным музыкальным инструментам персонажи. Не верите? Взгляните на разнообразие цветов, форм и «технических новаций». Ребята постарались...
На самом деле всё это разнообразие сводится к трём основным типам электрогитар: стратокастер, «лес пол», суперстрат. Остановимся на каждом типе.

       Стратокастер. Эта гитара была разработана Джорджем Фуллертоном, Лео Фендером и Фредди Таваресом в 1954 году — и представляете, как шокированы были те, кто впервые увидел результат их творчества — рогатое чудо с непривычно светлым цельным (!) кленовым грифом? Стратокастер — своего рода Ford T гитарной промышленности: во главу угла поставлены технологичность изготовления и простота. Эту гитару можно полностью разобрать на коленке, как автомат Калашникова: ослабить струны и вытащить из-под них пластиковую панель со всей размещенной на ней электроникой, открутить четыре болта и снять гриф, отцепить пружины, которые удерживают тремоло, — и вот вам стратокастер в виде набора «сделай сам»!

       Чем хорош стратокастер? Максимальной ремонтопригодностью. Огромным количеством совместимых и фирменных деталей, деталек и деталюшечек. Простой и неприхотливой конструкцией. Великолепным характерным «стеклом» в звуке. Наибольшим количеством реплик — самого разного качества и уровня цен.

       Чем «плох» стратокастер? Требовательностью к звукоизвлечению: используемые на «стратах» звукосниматели не дружат с так полюбившимися «пионерам» дисторшнами, которые своим рыком прикрывают все ошибки и ляпы при игре. Стратокастер требует особого внимания к звуку и не прощает ошибок — зато идеально передаёт все нюансы хорошего исполнения.

       Бренд: Fender.


       Les Paul. Имя этой модели гитары производства Gibson в 1951 году дал Лестер Уильям Полфус, без преувеличения дивный гитарист и увлечённый экспериментатор с электрозвуком. В чём именно заключалось его участие в разработке новой гитары — вопрос сложный. Но получившийся в итоге инструмент одновременно и куда более традиционен внешне, чем радикальный стратокастер, и на порядок более сложен по конструкции и более солиден по подбору древесины. Вместо фендеровских растущих чуть ли не в каждом американском дворе клёна и ольхи — красное дерево с кленовым верхом кузова, палисандр... Вклеенный гриф и малошумящие звукосниматели другого, чем на «фендере», типа в сочетании с породами дерева, используемыми в традиционном гитаростроении, в итоге дали характерный глубокий и певучий звук «лес пола». Сам Лестер наяривал на гитаре имени себя кантри, джаз и то, что сейчас бы назвали lounge, а потом кто-то попробовал использовать «лес пол» с перегрузом — и всё заверте... На сегодня «лес пол» — один из символов тяжёлой музыки и один из самых популярных типов гитары, который с разными «улучшениями» конструкции не делают только совсем обленившиеся производители.

       Чем хорош «лес пол»? Настоящий — статусностью. Без преувеличения роскошным внешним видом. Очень удобным грифом. Универсальным звучанием. 
Чем «плох» «лес пол»? Настоящий — заоблачной стоимостью, даже на вторичном рынке, и очень большим весом, особенно у standard и custom. Упрощенные копии — именно упрощенностью конструкции, которая приводит к стандартным болезням инструментов. Так, на настоящем Gibson Les Paul головка и шейка грифа выточены из цельного куска красного дерева. На Epiphone Les Paul головка грифа уже приклеена — и место склейки в случае небрежного хранения со временем начинает выгибаться... «Студенческие» же модели наподобие Epiphone Special II взяли от «лес пола» лишь форму кузова. Там и гриф на болтах, и отсутствие кленовой «крышки», и по-другому распаянная электроника. Ну и звук, естественно, совсем другой — зато симпатичная цена.

       Бренд: Gibson, ESP, Epiphone.


       Суперстрат. Этот тип электрогитары появился позже, чем предыдущие, и стал ответом на возросшую скорость игры: тонкий в сечении мультирадиусный гриф, комбинация различного типа звукоснимателей, Floyd Rose — монструозного вида тремоло, названное по имени его создателя, которое позволяет как понизить, так и повысить звук на несколько тонов. Создал суперстрат Гроувер Джексон, основатель Jackson Guitars. Основное предназначение этих гитар — сверхскоростные запилы и риффы. В настоящее время суперстраты ассоциируются прежде всего с японским брендом Ibanez.

       Чем хорош суперстрат? Если вы умеете играть, вы оцените его удобство для гаммообразной беготни пальцами по грифу. И, конечно же, не забудьте про «флойд», который в умелых руках позволяет гитаре буквально запеть человеческим голосом (см. Steve Vai и др.).

       Чем «плох» суперстрат? Среди без преувеличения огромного модельного ряда этого типа гитар — пожалуй, самое большое количество откровенно непригодных для игры поделок. Особенно опасайтесь дешёвых моделей с «флойдом» — если вы, конечно, не любитель создавать себе трудности, а потом героически их преодолевать: хрупкий силумин вместо стали, как на настоящем «флойде», и неизбежные «улучшения» традиционной конструкции заставят вас вспомнить немало редко используемых выражений при эксплуатации удешевленного «флойда».
Бренд: Ibanez, Jackson, ESP.


       Прочие типы электрогитар (обзорно)


      Телекастер. На заре рок-н-ролла — самый популярный тип электрогитары с характерным хулигански-грязноватым звуком. Ныне — выбор оригиналов, предпочитающий звук «старой школы» и, естественно, умеющих играть. Неоспоримое достоинство телекастера — в нём практически нечему ломаться. Бренд: Fender.

  1. Ещё один «рогатый» инструмент, неотъемлемая часть имиджа «вечного школьника» Ангуса Янга из AC\DC и Тони Айомми из Black Sabbath. «Исходник» — Gibson SG (аббревиатура расшифровывается как solid guitar). По звуку — что-то среднее между стратокастером и «лес полом». Конструктивные особенности, не добавляющие популярности гитаре, — перевешивающий из-за очень малой толщины кузова гриф и неглубокая его вклейка, что чревато переломами, — во многом изжиты в вариациях на тему SG. Бренд: Gibson.

      Эксплорер, «топор», «стрела» и прочие экзоты. Главное в этих гитарах — внешний вид. Как правило, инструменты таких форм экстремально неудобны в игре. Учтите это, если вам захотелось именно что-то подчёркнуто геометрическое. Зато как круто всё это выглядит на сцене! Бренд: Gibson, ESP, Jackson, Dean, BC Reach и т.д.


       Четвёртый вид:

То-чего-не-должно-быть. Советская гитара... Вещь, которой при современном гитарном изобилии, казалось бы, просто не должно существовать — однако эти гитары существуют и даже находят покупателей.
Не надо путать эти гитары с мелкосерийными инструментами небольших российских фабрик, которые очень достойны внимания. Советская гитара как явление — это один из немногих оставшихся символов совка, при котором все массовые товары культурно-музыкального назначения делались кондово, коряво и максимально несуразно. Она так и не смогла хотя бы мало-мальски облагородиться и измениться. Поэтому обычное место продажи советских гитар — где-нибудь в спорткульттоварах советского образца рядом с палатками и мячами... Музыкальные магазины такие гитары не возят.
Чем хороша советская гитара? Ничем. Даже цена (кстати, не самая маленькая) не оправдывает её существование.
Чем плоха (уже без кавычек) советская гитара? Общей кривизной изготовления — взгляните и поймёте, о чем речь, — и абсолютно бескомпромиссной недружественностью к пользователю. Играть на такой гитаре невозможно.
Почему это не надо покупать? Потому что это навсегда отобьёт у вас желание учиться играть и привьёт вам комплекс неполноценности. Просто поверьте...


Резюме

Так какую же гитару выбрать в качестве первой? Прежде всего, нужно реально оценивать свои навыки, если таковые имеются. Знание даже целых десяти (!) аккордов и пяти «переборов» — это ещё не умение играть. Хотите большего? Ваш выбор — «классика». И найдите хорошего преподавателя. Более подробно см. «Первая гитара: пособие для родителей» (несмотря на суженную направленность, там много сведений по выбору первого инструмента).

Теперь о том, как не надо выбирать учебный инструмент. Вот список самых нелогичных покупок в качестве ПЕРВОЙ гитары:
1. «Гитара» из Metro Cash & Carry и иже с ним. Ничего не имеем против этой уважаемой сети магазинов и подобных ей, но тамошние «гитары» — это муляжи из непонятно чего, годные только на то, чтобы повесить их на стену в качестве украшения.
2. Советская гитара. Почему — см. выше.
3. Самая дешёвая акустическая гитара. В 99% случаев это будет очень неудобный в игре инструмент, который может испортить постановку рук — да и просто отбить желание заниматься. Кстати, умеющий играть гитарист, ворча и ругаясь про себя, конечно, сможет изобразить на такой гитаре что-нибудь эдакое, но это будет больше похоже на сеанс мазохизма. Действительно удобные в игре (для умеющего играть) акустические гитары начинаются с 15-16 тыс. рублей, но и они не подходят для первых гитарных шагов. Причина — особенности конструкции.
4. Любая электрогитара. На этот инструмент надо пересаживаться только после наличия навыков игры, причём достаточно солидных. Руки должны быть скоординированы, а пальцы — разогнаны. Только тогда процесс освоения пойдет быстро и гладко. Иначе гарантированы «кривые» руки, небрежное звукоизвлечение и полное отсутствие беглости пальцев.
5. Гитара «только такого-то цвета, бренда, типа, формы» и т.д. Главное качество первой гитары — удобство игры. Именно на это надо прежде всего обращать внимание при выборе инструмента — и вот тут, если вы ещё ничего не умеете, надо либо взять с собой действительно компетентного человека, либо довериться продавцам (нашим доверяться можно и нужно).
Постскриптум для прекрасного пола. Уважаемые дамы! Ваше желание, чтобы гитара гармонировала по цвету с вашей помадой, а по форме соответствовала вашим представлениям о прекрасном, понятно. Но учитывайте предназначение инструмента — это всё-таки не украшение...


       Надеемся, этот трактат расставил ориентиры в вашей базе знаний по поводу типов гитар и их предназначения — и ваш выбор инструмента станет действительно осмысленным.