НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАЩИТУ МЕТРОНОМА

Игра под метроном часто ассоциируется с ненавистной в детстве музыкальной школой, муштрой и прочими «прелестями». В итоге у огромного количества людей, занимающихся музыкой

, выработалась стойкая аллергия на этот аппарат. Но если Вы хотите добиться действительно хорошей техники игры, от этой аллергии необходимо в срочном порядке избавляться.

       В качестве типичных примеров отношения к метроному приведем пару довольно стандартных мнений. «Эта штука — только для начинающих. Мне играть с метрономом как-то несолидно. Да и вообще: он не помогает, а мешает играть. С ним сам как метроном становишься. Только на ритм внимание и обращаешь! А как же эмоциональность, экспрессия?» или «Я рок («металл», блюз, джаз и т.д.) играю, а с метрономом пусть «классики» возятся…». Мнения эти хотя и распространенные, но – увы! – неверные.

      Так всё-таки: когда и кому нужен метроном? ВСЕГДА и ВСЕМ! Начинающему гитаристу он поможет точно держать ритм и привьёт чёткость игры. Продвинутому — облегчит отработку ровного и правильного исполнения ритмически сложных произведений. А для наращивания скорости гамм или арпеджио метроном — вещь первой необходимости: только он позволит Вам идеально контролировать, а также постепенно ускорять темп игры.

      По поводу рока, джаза, блюза… Ритмический рисунок этих музыкальных стилей на порядок сложнее классики. И чтобы «поймать» синкопированный ритм или отработать скоростной пассаж с нотами разных длительностей, без метронома зачастую просто не обойтись. В случае особо сильной аллергии на метроном можно заменить его драм-машиной – принцип действия тот же, а играть на порядок веселее.

     Наконец, последний аргумент. Абсолютно все великие гитаристы – и неважно, в каком стиле они играют — занимаются только под метроном. Не верите? См. мастер-классы, уроки мастерства и проч.

      Есть ещё одно распространенное заблуждение: метроном якобы сковывает эмоции музыканта, вынуждая его играть механически. Здесь происходит подмена понятий: эмоциональность исполнения путается с ритмической неряшливостью. На самом деле метроном закладывает ритмический «фундамент», на основе которого музыкант получает полную свободу самовыражения.

        Будем считать, что мы Вас убедили. Сразу встаёт вопрос – какой метроном выбрать?

        Есть два основных типа метрономов – механический и электронный. Механические, конечно, как-то одухотворённее. Даже стук хорошего немецкого механического метронома – мягкий и музыкальный… Электронные в этом плане здорово отстают. Зато они позволяют задать свинговый ритм или отстукивать ноты разных длительностей. Приятна также возможность менять громкость звука или даже слушать метроном через наушник. В общем, выбирайте, исходя из потребностей и предпочтений.

       Итак, Вы выбрали метроном, принесли его домой, разобрались, как он работает, наигрались с самым медленным и самым быстрым темпами, попробовали все варианты и режимы – и сели играть. А играть под метроном не получается…

       В этой ситуации не виноват ни метроном, ни Вы. Поначалу, действительно, метроном мешает играть – особенно если Вы раньше обходились без него. К нему надо привыкнуть. А делается это так.

      Не нужно сразу пытаться гонять под метроном скоростные вещи – не получится. Прежде всего, не торопитесь. Для начала возьмите какое-нибудь не быстрое, откатанное и очень простое ритмически произведение, поставьте на метрономе его темп – и вперёд! Не получается – уменьшите темп. Не получается опять – возьмите ноты этого произведения и под включенный метроном отметьте для себя, на какие ноты приходится удар метронома. А потом ещё замедлите темп и попробуйте снова… Получилось? Вот Вы и укротили метроном!

      Пользуйтесь метрономом — и совсем скоро Вы сами удивитесь, насколько техничнее, ритмичнее и увереннее Вы стали играть.

      Так что ничего не стесняйтесь, ни на кого не обращайте внимания – и включайте метроном!