О «СЕРЕБРЯНЫХ СТРУНАХ» — И НЕ ТОЛЬКО.

«Самые лучшие струны – это серебряные. Точно говорю!»

(из подслушанного в магазине разговора покупателей)

Эти самые «серебряные струны» у нас спрашивают каждый день. Спасибо, воспевшим их поэтам, бардам, фестивалям.… Ах, серебряные струны.… Как же романтично это звучит! Но романтика романтикой, а мы реалисты. И поэтому предлагаем вашему вниманию  ликбез по струнам.

  1. Какие струны поставить на мою гитару?

А это зависит только от конструкции Вашей гитары. Есть два типа гитар – под металлические струны (их обычно называют акустическими) и под нейлоновые струны (они же классические). «Классика» и «акустика» похожи только внешне – и то если сильно не присматриваться. На самом деле это уже давно два совершенно разных инструмента.

  1. В чем разница между классической и акустической гитарами?

У классической гитары широкий плоский гриф, она более легкая и компактная, а главное – ее конструкция рассчитана под натяжение нейлоновых струн (максимум 43-45 кг) практически без запаса прочности.

Акустическая гитара спроектирована по-другому. Узкий, выпуклый со стороны ладов гриф здесь усилен анкерным стержнем, специальная система пружин внутри увеличенного корпуса позволяет гитаре выдержать не только изрядное натяжение металлических струн, но и самые свирепые подтяжки и самые громкие аккорды. Металлические струны звенят сами по себе – поэтому здесь не так важны максимальная легкость и отзывчивость корпуса. Для акустической гитары главное – прочность.

  1. Ну ладно, гитары разные. А струны-то здесь при чём? Вон, у знакомых старенькая Musima – и с металлическими струнами…

Поставив на любую – подчеркиваем, ЛЮБУЮ! – классическую гитару металлические струны, Вы просто устроите ей медленную смерть. Потихоньку будет отклеиваться подставка, сгибаться гриф, начнет отходить от корпуса пятка грифа, пойдут трещины по верхней деке… И это не выдумки – посмотрите повнимательнее на состояние той самой старенькой «классики». К тому же если гитара новая или на гарантии, все эти повреждения не являются гарантийным случаем. Ремонт придется делать за Ваш счет.

Что касается обратной ситуации… Ставить нейлон, даже самый дорогой, на акустическую гитару нет смысла. Она не будет звучать – нейлон просто не раскачает тяжелый усиленный корпус.

Откуда взялась типично советская традиция ставить на «классику» металлические струны? Прежде всего, от отсутствия выбора как гитар, так и струн. Отечественные гитары заточены под «металл». Из импортных гитар в продаже появлялись только болгарский «Орфей», чешские Cremona и ГДР-овские Musima – все эти гитары были с предустановленными нейлоновыми струнами. Но счастливому владельцу импортной гитары рано или поздно всё же приходилось менять на ней струны. Тут-то и начиналось самое интересное. Металлические струны отечественного производства, какие-никакие (чаще никакие), в магазинах всё же были. Редко попадался и советский нейлон – дубовый и абсолютно беззвучный. А ГДР-овский очень приличный нейлон Fisoma был страшной редкостью и стоил с рук бешеных денег.

Именно этот дефицит советских времён и привел многих отечественных любителей гитары к нескольким дурным привычкам, которые живы до сих пор и, к сожалению, передаются по наследству. Первая – не менять струны годами, пока сами не порвутся. Вторая – мучить классическую гитару металлическими струнами. Третья – жаловаться на неудобство узкого грифа акустической гитары (весь мир играет – и никаких сложностей. А нам, понимаешь, тесно, душа простора требует!).

Но мы увлеклись воспоминаниями. Короче говоря, тип Вашей гитары определяется Вашим стилем игры. Для классики и фламенко – гитара под нейлон. Для аккомпанемента, игры «боем», акустического блюза, кантри и т.д. – гитара под металлические струны. Играете и то, и другое – Вам понадобятся разные гитары. Не бывает универсальных гитар «подо всё», как не бывает помеси молотка и пассатижей…

И не нужно экспериментировать с не подходящим к Вашей гитаре типом струн. Эффект будет сходен с результатом заправки бензинового двигателя соляркой.

  1. А из чего вообще делаются струны?

Струны для классической гитары

Дисканты (три самые тонкие струны) внешне похожи на леску. Здесь два варианта материалов – нейлон и карбон. Нейлоновые струны имеют идеально гладкую поверхность, мягкий и певучий звук. Карбоновые струны тоньше диаметром, с более ярким, «металлическим» звуком и чуть шероховатой поверхностью. Очень редко встречаются третья и вторая струны с оплёткой. Есть ещё струны из натуральных материалов – для аутентичного исполнения старинной музыки. Но это уже совсем экзотика.

Басы. Самый распространенный материал: сердцевина из нейлоновых или карбоновых нитей, оплетка – посеребренные медь или бронза. Но есть и другие варианты оплетки, более долговечные, без серебряного покрытия: латунь, бронза, нержавеющая сталь. На очень серьезных концертных струнах оплетка басов может быть из чистого серебра и даже частично из золота.

«Серебряные струны», как видим – просто расхожая поэтическая метафора, как «синее море» или «солнце золотое»…

Струны для акустической гитары

Первая и вторая струны здесь, как правило, голые стальные – они выглядят, как проволока. С третьей по шестую – струны с оплеткой. Материалы оплетки – латунь различных сплавов, фосфорная бронза (у этих струн увеличенная яркость звука и прочность), реже – посеребренная бронза. Есть варианты с шелковым промежуточным слоем между сердцевиной и оплеткой, а также с тончайшим защитным покрытием. Сердцевина струны может быть как круглой, так и шестигранной в диаметре. Сразу хотим заметить: не ставьте струны с оплеткой, предназначенные для «акустики», на электрогитару – они для этого не предназначены. Первая и вторая металлические струны применяются как на акустических, так и на электрогитарах.

Струны для электрогитары

Первые три струны – голая сталь, басы – никель, никелированная сталь, нержавеющая сталь на сердцевине круглого или шестигранного сечения. Струны для электрогитары, за исключением «голых», абсолютно не звучат на акустических гитарах.

Более подробная информация – в разделах нашего каталога.

 

  1. Собираюсь учиться играть на гитаре. На каких струнах легче играть?

Не вполне корректно поставлен вопрос. На любой правильно отстроенной гитаре с правильно подобранными струнами играть легко. Дело в том, что у каждого типа струн и гитар своё предназначение. Если Вы только начинаете осваивать гитару и хотите действительно добиться результатов, Ваш выбор – только классическая гитара и нейлоновые струны. Такой инструмент оптимален для постановки звука и разгона пальцев. Начинать учиться играть на акустической гитаре, а тем более сразу на электрогитаре – неразумно. Во-первых, из-за жестких струн и узкого грифа у Вас гарантированно будет неправильная, «зажатая» постановка рук. Это очень скоро начнет сковывать Ваши пальцы, и Ваш прогресс в игре просто затормозится. Переучиваться (а переучиваться в этом случае Вы захотите сами) намного сложнее и дольше, чем сразу играть правильно. Во-вторых, хороший гитарист – а Вы ведь хотите стать хорошим гитаристом? – должен быть универсалом. После «классики» адаптация к «акустике» займет всего несколько месяцев. А беглость пальцев и хороший звук уже будут при Вас.

  1. У разных комплектов струн, судя по надписям на упаковках, разное натяжение. Что мне выбрать?

Начнем с нейлоновых струн. Начинающему лучше выбрать струны легкого или среднего натяжения – пальцы будут болеть меньше. Струны сильного натяжения дают более мощный звук, они удобнее для исполнения скоростных пассажей и расгеадо. На них стоит пересаживаться, когда Вы уже почувствуете уверенность во владении гитарой.

Выбор калибра струн для акустики и электрогитары зависит от манеры игры. Для «боя» на акустике предпочтительнее калибр 0,11 – 0,12, для игры пальцами – комплекты потоньше. По электрогитаре еще большее разнообразие натяжений объясняется заточенностью разных струн под разные стили: для подтяжек и вибрато берутся струны меньшего калибра, для металлической «рубки» – большего.

Если Вы меняете отдельную струну, проследите, чтобы она была сходного натяжения с остальными – в противном случае играть будет просто неудобно.

 

  1. У прилавка глаза разбегаются. Столько всего… А какая марка струн самая лучшая?

Если честно – не знаем. Наши соображения на этот счет отражены в выборе струн в нашем Гитарном центре. Но это наше мнение – не более того. А если бы на этот вопрос был однозначный ответ, не было бы такого разнообразия брендов и цен. В выборе струн играют роль Ваши требования к звуку, Ваша манера и уровень игры, класс Вашей гитары… Один и тот же комплект струн по-разному будет звучать под руками разных гитаристов и на разных инструментах.

Вывод – пробуйте! Вы обязательно найдете «свои» струны под свою гитару. Прислушиваться к советам можно, но не забывайте, что предпочтения всегда субъективны, а порой просто иррациональны…

  1. У меня недорогая гитара. Если я поставлю на нее самые лучшие струны, звук сильно улучшится?

Ой, поставьте, пожалуйста! Причём самые дорогие. И еще пару таких же комплектов про запас возьмите… А если серьезно – звук, конечно, улучшится, но не радикальным образом. Во всём нужна сообразность. Самые дорогие струны – для очень хороших инструментов: только на такой гитаре струны «раскроются». Самые дешевые – для бюджетных. В промежутке между этими крайностями – огромное количество вариантов… Что касается принципа отбора – можем дать только один совет. Не экономьте на струнах! Как-никак процентов 50 звука зависит именно от них…

 

  1. Я вот поиграл на одних струнах полгода – звук куда-то пропал…

Еще бы! У каждого изделия есть свой ресурс. Тем более у струн: не забывайте, что это расходный материал. Даже самые лучшие струны действительно звучат максимум три месяца. Потом их звук становится всё более и более ватным. Интенсивность игры только ускоряет износ струн – при ежедневных многочасовых занятиях их можно измочалить и за месяц. Кстати, звучание струн ухудшается и при долгих перерывах в игре. В общем, если звук Вашей гитары ослаб – просто смените струны.

  1. А на гитарах, что висят в магазине, хорошие струны?

Разные. Хотя, как правило, далеко не высшего класса – на струнах производители гитар предпочитают экономить. Главное здесь то, что практически все струны, с которыми гитары поступают в продажу, уже не первой свежести. Почему? Мы не держали над каждым инструментом свечку и не можем сказать, сколько времени он провел на фабрике, на складе дилера… А по поводу срока жизни струн – см. предыдущий вопрос.

Вывод прост: в любом случае после покупки инструмента сразу же замените струны! Ручаемся – звук улучшится очень и очень намного.

  1. А как вообще менять струны? Сам смогу?

Сможете.

Классическая гитара. Самое сложное – зафиксировать струны на подставке. Не надо вязать морских узлов: потом сами не развяжете. Завязываем струны так:

Далее заводим струну в соответствующее отверстие колка, оставляем сантиметров 5 свободной струны и обматываем этот свободный конец вокруг струны – делаем «косичку».

Одной рукой подтягиваем струну и придерживаем кончик косички, чтобы не расплелась, а другой начинаем крутить колок. Кстати, чтобы крутить быстрее, можно воспользоваться очень удобной вертушкой для колков.

 

Струны на гитару ставятся не как попало, а в определенной последовательности: первая, шестая, вторая, пятая, третья, четвертая. Делается это, чтобы не перекосился гриф. В этой же последовательности рекомендуем настраивать новые струны.

Акустическая гитара. Металлические струны ставить немного сложнее. Прежде всего, чтобы снять с гитары старый комплект струн, нужно вынуть фиксирующие их на подставке пробки. Не надо использовать для этой операции гвоздодер, плоскогубцы и прочий подобный инструмент – на торце вертушки для струн есть выемка-экстрактор.

Особенности замены струн на «акустике»:

  • когда Вы вынете струну из конверта, аккуратно разверните её и проведите пальцами по всей длине, чтобы она распрямилась. Конец струны с шариком заведите в соответствующее отверстие в подставке и зафиксируйте его пробкой так, чтобы струна попала в её прорезь.

Очередность установки и настройки струн та же, что на «классике».

  • Следите, чтобы первая и вторая струны при установке не перекручивались и не переламывались – иначе они могут порваться при настройке.
  • Ни в коем случае не заколачивайте пробки в подставку! Достаточно несильно прижать их большим пальцем. Если боитесь, что пробки выскочат – просто придерживайте их при настройке мизинцем правой руки.
  • Не надо наматывать на колок всю струну – не поместится. Достаточно трех – четырех витков – главное, чтобы витки перехлестывали друг друга. Не завязывайте металлические струны на колках узлами: струны могут надломиться и порваться.
  • Оставшиеся свободные концы струн откусите кусачками. Обычные ножницы с металлическими струнами не справятся. Оставлять концы струн торчать во все стороны уже давно не модно, да к тому же и небезопасно – такой «ус» может попасть в глаз.

И главное – ни в коем случае не настраивайте гитару с новыми струнами выше, чем нужно! Искусственная «растяжка» струн очень вредит гитаре, а также это верный способ порвать струны.  Доводите новый комплект струн до нужной высоты тона постепенно, не спеша, в последовательности «первая – шестая, вторая – пятая…». Подтянули – оставили минут на десять, подтянули чуть повыше…

Новые струны первые  два – три дня не держат строй – это нормально. Вам просто придется постоянно подстраивать гитару.

 

  1. А у меня струны быстро пачкаются…

 

У опытных гитаристов есть золотое правило – мыть руки перед игрой. Грязь и пот с пальцев очень быстро забивают струны. В результате портится как внешний вид гитары, так и звук. Сделайте своей гитаре приятное – берите её только чистыми руками!

Кстати, для металлических струн существуют специальные очистители, которые не только снимают грязь, но и возвращают струнам чистый свежий звук, а также смазывают их, облегчая скольжение пальцев по струнам. Настоятельно рекомендуем пользоваться этими препаратами. Единственное «но» – состав не предназначен для «классических» комплектов струн.